panzer_bjorn (panzer_bjorn) wrote,
panzer_bjorn
panzer_bjorn

Category:

Затерянные среди туристов – 3: Святилище Китов

Утром 5 августа я проснулся от тишины, в которой прогрохотала якорная цепь. За иллюминатором серели предрассветные сумерки. С кружкой кофе я выбрался на палубу, да так и остался здесь, любуясь окружающим видом и предаваясь воспоминаниям о прошедшей молодости. Потому что мы стояли в проливе между островами Иттыгран и Аркамчечен, а как раз на этом острове когда-то началась моя чукотская полевая жизнь…



Неширокий пролив замер в абсолютном штиле, сквозь затянутое тонкой облачной пеленой небо изредка проникали солнечные лучи. В паре километров от теплохода на морскую поверхность вырвался высокий черный плавник. Я, было, подумал о косатках, но понаблюдав подольше, понял, что неподалеку кормится малый полосатик – минке. Судя по множеству птиц, а также десятку возникающих то тут, то там голов пятнистого тюленя-ларги, напоминающих шары-поплавки, в пролив зашел косяк какой-то мелкой рыбы.

Я сходил за фотокамерой и биноклем. Рассматривая северный берег острова Иттыгран, сразу за сохранившимися на береговых обрывах снежниками-перелетками, на равнинном участке я увидел торчащие к небу китовые челюсти (они на верхнем снимке). Это была знаменитая Китовая Аллея, одно из главных чудес Чукотки.

Берег острова Иттыгран


Ее обнаружили во второй половине 1970-х гг. Вернее, знали о ней, конечно, и раньше. Но только после археолого-этнографических экспедиций, благодаря публикациям ее участников – М.Членова, С.Арутюнова и И.Крупника, Китовая Аллея стала мировой достопримечательностью. В своей одноименной книге, вышедшей в 1982 году, исследователи доказывали, что это мега-сооружение древних эскимосов не имеет аналогов не только на азиатском Северо-Востоке, но и во всей Арктике. Недаром, в проводившемся несколько лет назад телеканалом «Россия» конкурсе «Семь чудес России» одна из номинаций была за Китовой Аллеей.

Ясно, что такой объект был обязателен для посещения на Чукотке туристами. Я тоже с нетерпением ждал высадки на берег, потому что до сих пор мне доводилось смотреть на северный берег Иттыграна только с противоположного берега острова Аракамчечен, откуда Аллею и в бинокль-то толком не разглядеть.

Мы погрузились в «Зодиаки» сразу после завтрака, и вскоре я спрыгнул на берег Иттыграна. Несколько десятков туристов рассыпалось по прибрежной равнине и склонам сопки, и мне долго пришлось ждать, пока в кадр перестали попадать яркие пуховики.



Увиденное несколько расстроило. Я помнил старые фотографии, напечатанные в книге и сделанные моими коллегами по фотоцеху 30 лет назад. Тогда Аллея представляла собой линию из трех с половиной десятков столбов из китовых челюстей и параллельную ей линию из более 50 черепов, сложенных в группы. Между челюстями и черепами шла линия сложенных из камней колец и углублений. Все это хозяйство растянулось на полкилометра вдоль берега. И хотя половина столбов была повалена уже в те времена, все же внешний вид Аллеи производил впечатление.

Ныне вертикально стоящих столбов осталось меньше десятка, они не образуют четкую структуру Аллеи, заметную на старых фотографиях. Буйная растительность скрыла под собой черепа и ямы, а многие из них были размыты штормами. Мне показалось, что нынешний вид Китовой Аллеи не произвел большого впечатления на туристов, хотя я могу и ошибаться. Но я много читал о ней, разглядывал фотографии, и это знание помогло моей фантазии дорисовать в воображении ту Аллею, которой она была в 15-17 веках, когда только-только была завершена древними строителями.



Все кости принадлежат гренландским китам. Историки – первооткрыватели Аллеи считали, что она является, в первую очередь, сакральным местом, специально созданном для отправления древних религиозных обрядов, посвященным этому киту. Они писали, что кости гренландских китов специально свозили на Иттыгран со всего побережья для строительства циклопического сооружения.

В то же время, когда они расспрашивали эскимосов, живших в 1970-х годах в окрестных селах, те предполагали совершенно утилитарное использование китовых челюстей и черепов, например, для хранения и сушки байдар. Никакой эзотерики. Правда, сейчас можно услышать, что Китовая Аллея была местом, где собирались самые сильные шаманы со всего побережья и устраивали свои шаманские состязания. Но, похоже, такая версия появилась уже после того, как ученые выдвинули гипотезу религиозного происхождения Аллеи.

А версия специально сооруженного культового памятника выглядит очень привлекательно, еще бы. Но мне она кажется излишне романтичной. Хотя, несомненно, гренландский кит играет особую роль в жизни эскимосов. Современный китобойный промысел на Аляске почти стопроцентно существует за счет этого вида. Но к азиатским берегам гренландский кит в большом количестве подходит только поздней осенью, когда прибрежные воды начинают схватываться молодым льдом. По этой причине нынешние чукчи и эскимосы предпочитают охотиться на серых китов, которых легче добыть летом. Но недаром Китовая Аллея – памятник эскимосской культуры. Местные азиатские эскимосы, судя по языковому диалекту, сформировались на острове Святого Лаврентия, где гренландского кита добывали и добывают в большом количестве. Переселившись с этого острова в места, где гренландский кит менее доступен для добычи, степень почитания этого зверя возросла на порядок. Поэтому каждая успешная охота на гренландского кита стала знаменательным событием, сопровождающимся праздником и комплексом охотничьих ритуалов.



Вот как пишет о Празднике Кита В.Г. Тан-Богораз, наблюдавший такое действо больше ста лет назад:

«В то время, как туша находится еще в воде, вокруг нее несколько раз по направлению движения солнца объезжает байдара, участвовавшая в охоте. Владельцы байдары кричат «Йо-хо!»». Когда тушу подтаскивают к берегу, участники праздника устраивают процессию, которая также несколько раз обходит вокруг туши. Впереди процессии идет владелец байдары, с которой был нанесен смертельный удар зверю. За ним – человек, нанесший последний удар. Все на берегу принимают участие в вытаскивании туши и в процессии, причем каждый кричит «Йо-хо!». Затем к процессии присоединяются женщины… Они произносят заклинания, имеющие целью примирение с китом и убеждающие его приглашать родственников и товарищей приходить в будущем к берегу. Затем следует дележ мяса, в котором могут принимать участие жители всех соседних селений и стойбищ. В это время женщины из семьи владельца той байдары, с которой был убит кит, отрезают по кусочку от конца плавников, носа и обеих губ. Они берут также глаза, несколько самых коротких усов, а также отщепляют по кусочку от более крупных пластин, которые пойдут на продажу. Все это складывается на шкуру и представляет «целого» кита.
Шкуру с лежащими над ней частицами подносят к шатру и перед входом «киту» дают пить, т.е. делают небольшое возлияние теплой водой. После этого «киту» подносят в жертву начиненный желудок и мясо оленя. Затем «кита» вносят в шатер и кладут наверх внутреннего полога, близко к передней стене.
Около шкуры, служащей представителем убитого зверя, все время горит большая лампа и небольшой огонь… «Кит» остается на соответствующем месте в течение пяти суток, и все это время обращаются с ним осторожно и с почтением. Мужчины и женщины дарят «киту» свои ожерелья. Чтобы гость «не чувствовал себя одиноким», его ни на минуту не оставляют одного. Пока «кит» находится в шатре, запрещаются громкие звуки и разговор, так как они могут «потревожить покой гостя». В наружном шатре, недалеко от входа, подвешиваются бубны. Если случайно один из них издает громкий звук, то его в наказание слегка ударяют колотушкой. Дети тоже в эти дни не должны кричать и капризничать, и если ребенок закричит, то сейчас же кто-нибудь начинает бить в бубен, чтобы загладить неприличное поведение по отношению к гостю.
Днем и ночью происходит обрядовая пляска и шаманство. После праздника собирают все остатки еды, крошки, объедки и бросают их в море, возвращая этим жизнь убитому киту и отдавая его обратно морю. Глаза кита протыкают, а жидкость, вытекшую из них, смешивают с золой. Эта смесь служит для специальной разрисовки байдарных весел. Зрачки глаз завертывают в кожу, соединяют попарно и используют в качестве «охранителей» байдары. Молодые охотники, если им пришлось нанести смертельный удар киту, накалывают татуировальной иглой возле всех своих суставов простые, но неизгладимые знаки.
В некоторых селениях семья главного охотника после удачной охоты на кита в течение целого сезона во время новолуния устраивает «благодарственный праздник».

Гренландский кит, добытый чукотскими охотниками в 2003 году



Поэтому неудивительно, что для черепов гренландских китов существовали специальные «почетные» захоронения, которые существуют и для других редко добываемых крупных зверей, например, белых медведей. Несомненно, китовые челюсти служили для подвешивания жертв, которые охотники приносили для успешной охоты на кита. Но зная исключительную рациональность коренных жителей, я глубоко сомневаюсь, что черепа и челюсти гигантских морских млекопитающих сюда привозили со всего побережья, тратя множество сил для их транспортировки на утлых кожаных байдарах. Скорей всего 400-600 лет назад природные условия Сенявинского пролива, где находится остров Иттыгран, благоприятствовали охоте на этих гигантов даже с помощью примитивных копий и гарпунов. Осенью проливы между островами прикрыты от штормовых ветров и удобны для охоты. Сюда съезжались охотники с разных селений для добычи кита, а поскольку утянуть их в родное село не представлялось возможным, то разделывали их на ближайшем удобном месте, которым и является Китовая Аллея. Челюсти и черепа накапливались на месте разделки на протяжении многих поколений.

В проливе Сенявина


Каменные ямы предназначались для хранения мяса, за которым ездили в течение всей зимы на собачьих упряжках. А столбы из китовых челюстей и вкопанные попарно черепа кроме сакральных целей преследовали и вполне утилитарную – служили как основания для ременных блоков, чтобы вытаскивать на берег части китовой туши. Да и для хранения и просушки байдар, как они часто использовались совсем недавно на других участках побережья, и как об этом говорили местные жители. В пользу этого говорят многочисленные искусственно проделанные отверстия и сохранившиеся в них к 1970-м годам втулки из моржовых и нерпичьих косточек, к которым крепились ремни.

Черепа не просто складывали в кучу, а закапывали носовую часть вертикально, так что к небу была повернута только широкая затылочная часть. Это явно делалось для устойчивости, когда на них опрокидывали и привязывали байдары.



Наверное, первооткрыватели Китовой Аллеи сумеют вдребезги разнести мою теорию. Все же они специалисты, а я только биолог, немного знакомый с современным бытом чукчей и эскимосов. Ну что ж, шанс для дискуссии у меня есть, тем более что в разное время я встречался со всеми тремя соавторами, а с одним из них активно сотрудничаю и сегодня. Просто до обсуждения загадки Китовой Аллеи все руки никак не доходят… Вернее, язык)))

Продолжение следует
Tags: Аракамчечен, Берингово море, Иттыгран, Нутэпельмен, Тан-Богораз, Чукотка, история, киты, лодки, острова, охота, пейзажи, праздники, пролив Сенявина, традиции, туризм, фотосъемка, эскимосы, этнография
Subscribe

  • Собаки против моржей

    Я люблю собак. Но в течение последнего года, а то и пары лет я постоянно встречаю в сети информацию о нападениях бродячих собак на диких животных,…

  • Ты ветру и солнцу брат!

    С днем геолога всех причастных! И я тоже немного причастен. 1977 год, Мамско-Чуйская комплексная экспедиция, река Луговка. В должности повара)))…

  • Арктика-2003. Рыбалка удалась!

    Продолжаю рассказывать об экспедиции в Чукотское море в 2003 году. В середине октября мы выбрали штилевой день и пошли на лодке в поселок за…

promo panzer_bjorn february 7, 2015 22:47 55
Buy for 20 tokens
Сложная и ответственная работа со строго установленными сроками никак не давала мне отвлечься на ЖЖ в течение более месяца. Вот наступила небольшая передышка, но что-то не хочется возиться с фотографиями последнего сезона, тем более, что там мало интересного. Зато забрался в архив старых…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

  • Собаки против моржей

    Я люблю собак. Но в течение последнего года, а то и пары лет я постоянно встречаю в сети информацию о нападениях бродячих собак на диких животных,…

  • Ты ветру и солнцу брат!

    С днем геолога всех причастных! И я тоже немного причастен. 1977 год, Мамско-Чуйская комплексная экспедиция, река Луговка. В должности повара)))…

  • Арктика-2003. Рыбалка удалась!

    Продолжаю рассказывать об экспедиции в Чукотское море в 2003 году. В середине октября мы выбрали штилевой день и пошли на лодке в поселок за…