panzer_bjorn (panzer_bjorn) wrote,
panzer_bjorn
panzer_bjorn

Category:

Синее море, белый пароход

Заброска на остров Колючин из Анадыря – целая эпопея. Как, впрочем, и в любую другую точку на пустынном побережье Чукотского моря. И чем больше людей и снаряжения, тем эта эпопея продолжительней и дороже. В геометрической прогрессии.



Сначала нужно попасть в центр Иультинского района – поселок Эгвекинот. Это либо самолет, который летает 1 или 2 раза в неделю (хотя в нынешнем году все изменилось, я уже писал в прошлом посту), либо ночь на маленьком теплоходике «Сотников», который летом туда ходит, примерно, раз в две недели. Затем дожидаться вертолета, который также летает раз в две недели и на который можно и не попасть из-за отсутствия мест или перегруза, поскольку в том же вертолете летит почта, посылки, скоропортящиеся продукты для магазина и еще куча всего. Как-то просидев в Эгвекиноте три недели, нам пришлось улетать случайным санрейсом в другой район, в поселок, который находится в 200 километрах от острова, и потратить еще 2 недели, чтобы уговорить местных «судовладельцев» за деньги вывезти нас в ближайшее к острову село Нутэпельмен.

Поэтому я всегда старался найти деньги на аренду вездехода. Это хоть дорого, но надежно. И за сверхнормативный вес платить не надо. И бочку бензина можно с собой захватить. Но вездеход можно нанять только до Ванкарема. В Нутэпельмен вездеходчики поодиночке ездить не рискуют из-за речных переправ. А цена аренды двух вездеходов больше, чем все остальные экспедиционные затраты. Фиг какой иностранный грантодатель такие копейки выделит, а что там говорить о моих бюджетных конторах…

В Ванкареме нужно опять же долго и нудно торговаться с «судовладельцами». Впрочем, выбор там небольшой. Увезти нескольких человек с полной снарягой, продуктами на 3-4 месяца, бочкой бензина и бочкой солярки может только большая китобойная лодка, которая имеется у охотников местной общины. А те уже потирают ладошки, сознавая свою монополию, и заламывают такую цену, что потом несколько дней ходишь и рычишь старую добрую песенку «Я убью тебя, лодочник!»… При этом ждешь, когда стихнет волна. Ожидание может затянуться...

В общем, такая эпопея может вылиться в 2-3 недели времени и тысяч в 300-400 рупчиков. Нервные клетки, которых уже не восстановить, я не считал. И эту эпопею я исправно переживал из года в год.

Но! В нынешнем году мне свезло так свезло! Я умудрился напроситься на пароход «Профессор Хромов», который уже много лет сдается приморскими хозяевами в аренду новозеландской фирме Heritage Expedition. Фирма устраивает туристические круизы в Арктику и Антарктику. В июле и августе пароход совершает три рейса на остров Врангеля, по пути заглядывая во всякие интересные места на побережье Чукотки. И остров Колючин в их числе.

Главный босс Родни Расс почти круглый год живет на судне, которое заходит в порты только для того, чтобы высадить одну туристическую группу и принять на борт очередную, а заодно забункероваться.



Я познакомился с ним еще в 2010 году, когда мы впервые встретились на Колючине. Он только-только начинал работать на Чукотке и готов был оказать любую помощь в обмен на информацию. Тогда же «Профессор Хромов» перебросил нас с напарником на мыс Сердце-Камень, где мы должны были отработать вторую часть полевого сезона. Однако сразу обозначились проблемы, потому что пароход, битком набитый иностранцами, был под колпаком у наших доблестных пограничников и ФСБшников. И появление на борту любой несогласованной с этими всемогущими ведомствами личности грозит полным запретом на круиз. А на согласование ведомства требуют не менее чем полгода. Поэтому в следующем году Родни развел руками и перестал брать нас на борт.

Я знал, что в нынешнем году Родни планирует несколько круизов с заходом на Колючин и, несмотря на то, что слабо верил в возможность прицепиться к теплоходу, еще зимой попытался прощупать этот путь. Ведь теперь я работаю в национальном парке, почти все точки высадки туристов находятся на охраняемой территории, и сотрудники парка по умолчанию обязаны контролировать процесс. Ну и заодно на халяву заброситься на полевой стационар))) Но в течение зимы ни о чем договориться не удалось. Родни и сам не знал, сможет ли он получить разрешение на круизы у суровых товарищей, стоящих на страже безопасности нашей родины. Дело в том, что в прошлом году на острове Врангеля начали строить военную базу, тем самым автоматически закрывая его для туристов. Известно ведь, что все туристы поголовно шпионы и диверсанты. И вообще слово «турист» сокращение от слова «террорист»! Вон объективы у них какие! Вдруг колючую проволоку вокруг базы сфотографируют, а это ведь секретная разработка!..

Нескольким иностранным турфирмам уже отказали в нынешнем году в заходе на остров Врангеля. Забавное у нас все же государство! Одной рукой выделяет большие деньги заповеднику «на развитие туризма», сотрудники заповедника радостно строят для туристов домики, директор заказывает и завозит на остров всякие памятники, чтобы увековечить разные исторические места, на фоне которых туристы будут фотографироваться. Министерство природных ресурсов делает соответствующие оптимистические заявления в СМИ. А через год второй рукой строит там военную базу и всех туристов пинками!

Без острова Врангеля круизы в чукотских водах никому не интересны, поэтому все заинтересованные турфирмы тут же забили на Чукотку. Арктика большая, не Россией единой… В других арктических странах туристов встретят тепло и радостно заберут у них принесенные ими деньги. Я тут, кстати, у Миши Кречмара kiowa_mike натолкнулся на очередную дискуссию о российском туризме ……. Мол, транспортная схема плохая, авиабилеты дорогие, туроператоры дерут втридорога и все равно разоряются. В общем, невыгоден туризм в России. А я удивляюсь. Почему каким-то новозеландцам он выгоден, а русским нет? При этом новозеландцы и судно русское арендуют, чтобы по нашему же российскому Дальнему Востоку туристов возить. И явно не разорились, раз семь лет уже здесь круизерствуют. Просто загадка какая-то…)))

Хотя без острова Врангеля оно, конечно… Не поедут на Чукотку туристы. Все же самое дешевое место на «Хромове» стоит 14 тысяч бакинских. И за эти деньги люди имеют право увидеть всю арктическую экзотику за отведенные на круиз две недели. Что без острова Врангеля вряд ли получится. И надо отдать должное Родни. Он лично всю весну проторчал в Москве, но все же добился разрешения на посещение острова Врангеля. Только к селу Ушаковское, где забазировались наши новорожденные Арктические войска, подходить им запретили. Ну, туристам-то село и нафиг не сдалось!

Одним словом, все как всегда решилось в самый последний момент. Две недели напряженных переговоров, бумажек с печатями, и мы в каюте «Профессора Хромова». Перед этим в течение нескольких дней я закупал провиант, что было просто великолепно, потому что в Нутэпельмене продукты дороже чуть ли не вдвое, да и ассортимент не ахти. Если в Анадыре банка тушенки 140 рублей, то в Нутэпельмене – 230! Я также воспользовался моментом и загрузил на пароход лист многослойной фанеры, рулон армированного полиэтилена и несколько досок для ремонта балка. Никогда я еще не ездил в поле так плотно упакованным и с таким комфортом!

В сумерках мы вышли из Анадырского лимана и прошли мимо маяка на косе Русская Кошка, где когда-то еще Семен Дежнев забивал моржей ради «рыбьего зуба».



Следующий день мы провели среди грандиозной архитектуры птичьих базаров в бухте Преображения.



Еще один день прошел в проливе между островами Аракамчечен и Иттыгран, где расположено знаменитое святилище древних эскимосов «Китовая Аллея» (см. самый верхний снимок), а также ездили на Гильмимыль – местные горячие ключи.



Половину следующего дня туристы наслаждались национальными песнями, танцами и блюдами в поселке Лаврентия. Нам выходить на берег не разрешили, чтобы не мозолить глаза пограничникам. Забавно! Иностранцам можно, а человеку с чукотской пропиской, который десятки раз бывал в этом поселке и может пройти по нему с закрытыми глазами – то есть, мне – нельзя! Зато вечером мы погуляли по древнему заброшенному эскимосскому селению Наукан, в паре километров к югу от крайней восточной точки Евразии – мыса Дежнева.



Выскочив из Берингова пролива, «Профессор Хромов» всю ночь шел по Чукотскому морю, и в первой половине дня мы уже выгружались на берегу родного сердцу острова Колючин.



Хотел я было напроситься у Родни и до острова Врангеля. Все же 16 лет не бывал. В моем доме в Ушаковском осталось множество хороших книг, вот бы забрать кое-какие… А может и коробки с письмами сохранились на чердаке, тоже забрать, память ведь о писавших мне дорогих людях, многих из которых уже нет в живых… Но в Ушаковское теперь не попасть, там же нынче военная база! И эксплутировать доброту Родни уже как-то неудобно… Поразмышлял я так, да и махнул рукой. И на Колючине дел по горло.

Продолжение следует
Tags: Анадырский залив, Аракамчечен, Берингия, Берингов пролив, Берингово море, Ванкарем, Колючин, Нутэпельмен, Чукотка, Чукотское море, вездеходы, дураки и дороги, лодки, мыс Дежнева, остров Врангеля, острова, пейзажи, фотосъемка, эскимосы
Subscribe

Posts from This Journal “дураки и дороги” Tag

  • Собаки против моржей

    Я люблю собак. Но в течение последнего года, а то и пары лет я постоянно встречаю в сети информацию о нападениях бродячих собак на диких животных,…

  • Все же Станислав Лем был великим писателем!

    Нынешним правителем планеты был Великий Водяной Рыбон Эрмезиний. За три месяца пребывания моего "в сухой", меня обследовали…

  • Кому путч, а кому приключение

    Мой друг по Фэйсбуку Илья Осипов сегодня предложил вспомнить каждому, как он пережил этот день, 19 августа, ровно 29 лет назад, в 1991 году. А…

promo panzer_bjorn february 7, 2015 22:47 55
Buy for 20 tokens
Сложная и ответственная работа со строго установленными сроками никак не давала мне отвлечься на ЖЖ в течение более месяца. Вот наступила небольшая передышка, но что-то не хочется возиться с фотографиями последнего сезона, тем более, что там мало интересного. Зато забрался в архив старых…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “дураки и дороги” Tag

  • Собаки против моржей

    Я люблю собак. Но в течение последнего года, а то и пары лет я постоянно встречаю в сети информацию о нападениях бродячих собак на диких животных,…

  • Все же Станислав Лем был великим писателем!

    Нынешним правителем планеты был Великий Водяной Рыбон Эрмезиний. За три месяца пребывания моего "в сухой", меня обследовали…

  • Кому путч, а кому приключение

    Мой друг по Фэйсбуку Илья Осипов сегодня предложил вспомнить каждому, как он пережил этот день, 19 августа, ровно 29 лет назад, в 1991 году. А…