
Прощай, Дрем-Хед!. Родившиеся в твоих берлогах медвежата уходят в большой мир…


Это событие приурочено к самому сытному периоду в годовом цикле белого медведя, когда на свет появляются детеныши кольчатой нерпы. Маленького нерпенка называют «бельком» за длинную белую шерсть, которой он покрыт в течение почти месяца до начала линьки. Эта шерсть легко намокает, а слой жира у белька недостаточно толст, чтобы обеспечить хорошую теплоизоляцию. Поэтому до полной смены волосяного покрова белек неохотно сходит в воду и весь месяц проводит в снежной норе, вырытой мамой-нерпой над одной из своих лунок перед родами. И тут он становится легкой добычей белого медведя.

Уже перелинявший детеныш кольчатой нерпы на берегу косы Рэткын летом
Медведи находят нерпичьи норы благодаря тонкому обонянию и, привстав на задних лапах, бьют передними по снежному потолку норы, вложив в удар громадный вес своего тела. Когда слой снега над норой не слишком велик, потолок обрушивается и забивает собой лунку. Затем охотник раскапывает нору и, если он везуч, то ему достается не только белек, но и взрослая нерпа, которая, находясь в норе, теряет возможность немедленно уйти в воду.

Этот медвежонок всего лишь играет, подражая материнскому поведению во время охоты на нерпичьих норах. Однако именно такие резкие удары передними лапами по куполу нерпичьей норы или лунки позволяют разрушить его и поймать тюленя. В игре медвежонок познает способы добывания пищи
Часто бывает, что нора находится под очень толстым снежным слоем и массы медведя недостаточно для того, чтобы его провалить. В таком случае ему может достаться лишь белек, не решившийся броситься в воду вслед за матерью. Таким образом и вполне успешно на бельков охотятся песцы, которые становятся конкурентами медведей на это время.

Подснежные убежища весной делают не только самки, приносящие потомство, но и одиночные нерпы, например, самцы. Так что при охоте на норах добычей медведей могут стать не только маленькие бельки, но и взрослые нерпы, достигающие 70 кг веса и представляющие из себя вполне плотный обед или ужин. Именно в этот короткий период изобилия наиболее удачливые охотники поедают лишь самое лакомое место нерпичьей туши - подкожный жир, оставляя менее удачливым возможность найти и доесть остатки.

Вайгач разрыл больше метра снега, прежде чем проломил обледеневший потолок норы. Нерпы там уже не было. Я отогнал пса, с фонариком осмотрел и зарисовал внутреннее устройство норы, расположение лунки, измерил нору и завалил дырку в потолке снегом. Пусть нерпа спокойно продолжает отдыхать в своем темном убежище…
Продолжение следует…
Journal information