Действительно, «родильный дом» белых медведей, крупнейшие лежбища моржей, многочисленные нерпы и лахтаки, «птичьи базары» с высокой численностью морских пернатых – все сосредоточено на этих удаленных островах, недаром здесь был создан государственный заповедник. К тому времени мне было ясно, что это связано с тем, что кромка льда летом и осенью проходит рядом с островами, иногда чуть южнее, иногда дальше к северу. Высокая продуктивность морских биоценозов в Арктике всегда приурочена к кромке льдов, она привлекает и более крупных морских животных и птиц, которые является потребителями рыбы, ракообразных, моллюсков, иглокожих и планктона. А на вершине этой пищевой пирамиды стоит повелитель льдов – белый медведь. Я взял атлас, раскрыл его на странице, где был расположена схема многолетнего распространения льдов в Чукотском море в августе, и провел пальцем по линии, обозначающей кромку. Мой палец прошел через острова Врангеля и Геральд и уткнулся в маленький островок рядом с материковым побережьем Чукотки. Колючин! Он тоже находился на кромке распространения льдов, был достаточно оторван от материка, а следовательно, должен был резко выделяться богатством морских животных. Так этот маленький остров вновь возник в моих планах будущих исследований. Теперь я осознанно стремился туда, чтобы подтвердить недавно рожденную гипотезу.
В течение долгих лет я продолжал работать на острове Врангеля, затем на побережье Анадырского залива, Берингова пролива и южной части Чукотского моря. Я по-прежнему держал наготове мысль о крошечном «близнеце» острова Врангеля и, как только в 2003 году Правительство округа выделило деньги на программу ««Изучение и разработка мер охраны береговых лежбищ моржей на арктическом побережье Чукотки», сразу решил, что в основу программы лягут исследования на острове Колючин. В середине июля вдвоем с Андреем Голубем, который в начале 1980-х гг. работал на колючинской полярной станции, мы прибыли в село Ванкарем, подшаманили старенькую «Казанку» с выносным транцем, обкатали новенький мотор, и 30 июля прибыли на остров, который в течение долгих лет был моей мечтой.
Наша «Казанка» в одном из гротов на северо-восточной стороне острова Колючин. Обычно здесь всегда сильное волнение, толчея. Такие штилевые дни, чтобы можно было высадиться на берег или зайти в грот, исключительно редки
Продолжение следует)))
Journal information